Что разделяет невинную шутку и маркетинговое исследование (если оно маркетинговое, конечно же)? Иногда – ничего, особенно если это касается такой динамичной и непредсказуемой сферы, как контекстная реклама. Порой предсказать поведение пользователей мешают даже такие, казалось бы, незначительные факторы, как повышение температуры за окном на 2-3 С. Не верите? А мы вам докажем.
2010 год запомнился жителям столицы как наиболее неадекватный в плане погоды. Свежи еще воспоминания о футболках «я пережил лето 2010». В один из таких жарких дней нам пришла в голову идея, что жара за окном явно влияет на объем трафика не самым благоприятным образом. Разве хочется в такую погоду серфить Яндекс и мучить поиск? Невероятно, но факт: кому-то хочется. Правда, это очень сильно зависит от площадки. Как говорится, что Вконтакту хорошо, то Директу – смерть. Но обо всем по порядку.
Яндекс Директ.
Корифей рынка контекстной рекламы в России продемонстрировал жгучую нелюбовь своих пользователей к прохладе, слякоти под ногами и крику мартовских котов. От всех этих радостей жизни пользователи предпочитают прятаться в сети, поэтому оптимальная температура для размещения рекламы на площадке – 3-7С. А вот потепление или похолодание любители Яндекса предпочитают встречать где-нибудь еще. Снижение активности начинается с 8 градусов и выше, а также при падении температуры ниже нуля. Несмотря на это, сильная жара порой даже стимулирует пользователей. Будьте уверены, что спасающиеся от зноя в интернете пользователи обеспечат вам стабильный объем трафика.
Как видите, сильно жаркое лето может гарантировать если не заметный рост продаж, то хотя бы их стабилизацию по сравнению с 25 градусными днями. К сожалению, оценить стабильность этих показателей нам не удалось, ведь 2011 год не радовал нас сорокоградусной жарой и леденящим душу холодом.
Клики на Яндекс.Директ в 2011 и 2010 году. Графики построены по одной оси (!).
Интересно, что аналогичные распределения для сети и поиска выглядят очень похожими с учетом масштабирования. Температура воздуха влияет не на поисковое поведение пользователей, а лишь на объёмы трафика. Летом, например, большая часть юзеров проводит время в отпуске, а по выходным ездит на дачу, поэтому аудитория Яндекс Директа значительно сокращается.
И еще одна интересная зависимость – рост CPC (Cost per click - цена за клик) при повышении температуры. Сложно сказать, чем это вызвано, однако данные не врут. Запомните: чем жарче – тем дороже.
CPC на Яндекс. Директ в 2011 году: в рублях и с НДС.
Google AdWords.
Начав вслед за Директом проверять на погодоустойчивость его основного конкурента, мы обнаружили, что общего между их температурными профилями еще меньше, чем у их логотипов. Детище Брина и Пейджа стойко переносит любой холод, но при температуре свыше 25 градусов резко сдает свои позиции.
Google AdWords 2010/2011:
25 градусов – магическая температура не только для объемов трафика, но и для CPC. Этот рубеж Адвордс преодолевает с повышением настолько резким, что даже как-то неудобно.
CPC на Google AdWords (в рублях без НДС):
Вконтакте.
Единственной площадкой, стоически перенесшей высокие температуры, оказался Вконтакте. Крупнейшая российская социальная сеть демонстрирует рост числа кликов по объявлениям с ростом температуры. Логично предположить, что отдыхается и трындится с друзьями в это время гораздо лучше, чем работается. Вместе с тем у этого явления есть и обратная сторона: CPC растет так же неминуемо, как и количество социально активных пользователей.
Забавно, но выходит, что снижение активности пользователей в диапазоне от -12 до +2 градусов связано с тем, что этот период приходится как раз на зачетную и экзаменационную зимние сессии. По данным TNS пользователей студенческого возраста в сети около 25%, но как показывает наша практика они гораздо активнее кликают на всякую муть, чем другие возрастные группы.
ВКонтактe 2011:
CPC – в рублях с НДС.
*** по данным исследования агентства контекстной рекламы iConText в Москве
Eстественно, не стоит планировать свою рекламную кампанию, постоянно консультируясь с Гидрометцентром. Это исследование, проведенное just for fun, не поможет вам обойти всех конкурентов (надо же учесть еще и фазы луны). Оно скорее пытается приоткрыть еще одну грань коллективного бессознательного в Рунете.
Автор: Анна Рудакова, эксперт icontext.